"Раннее развитие"
Программа занятий
Развитие ребенка с самого рождения является очень важной частью его дальнейшего жизненного пути. От рождения до 3 лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития, т.е. именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития ребёнка, т.к. возможность развиваться не остается неизменной. Раннее развитие предполагает формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Уникальность этого периода состоит в том, что вместе со стремительным ростом ребенка дозревает и его мозг, и это самое лучшее время для начала развития всех многообразных человеческих способностей. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущей извне, и может усваивать её в достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность. Сенсорное развитие ребенка, во-первых, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем, и, во-вторых, является основой общего умственного развития. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо ознакомить детей с сенсорными эталонами. Занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов. Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства. Малыш учится ориентироваться в пространстве. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с действиями других детей. Также исследования учённых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. В этот период жизни обогащается активный и пассивный словарь ребенка, развивается связная речь, отрабатывается звукопроизношение. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке. Еще одним средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей является формирование элементарных математических представлений. В процессе оперирования различными группами предметов у ребенка формируется осознание понятия количества. Умение наблюдать, воспринимать группу предметов в целом и выделять ее отдельные части, замечать увеличение или уменьшение группы, - все это способствует формированию первых количественных представлений. Следует отметить, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. При правильном развитии и воспитании в раннем возрасте ребенку потом легче будет учиться в школе, адаптироваться к условиям новой для него жизни, поэтому, если были посеяны хорошие семена в наиболее благоприятный период раннего развития, малыш вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям. Задачей умственного развития является формирование памяти, внимания, мышления. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогом стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Круг общения ребёнка ограничен близкими людьми (а позднее – также и группой сверстников), причём это общение носит преимущественно интимноличностный характер, строится на основе эмоциональных контактов. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему: чувство психологической защищённости; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие индивидуальности. Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому и художественно–эстетическому. Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа: – «Закон об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1,в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ); – «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.); – «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.); – «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ Новизна данной программы заключается в том, что раннее обучение требует от педагога использование новых форм работы с элементами игры, новых технологий, новых отношений между детьми и педагогом. Основная цель данной программы состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. Также поставлены следующие цели: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Создание положительного климата в детском коллективе. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Развитие познавательных процессов. Активизация речевых процессов. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам. Развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 8. Развитие игровых навыков. Реализация цели предполагает решение ряда задач: 1. Формировать у ребенка опыт игровой, практической, познавательной, творческой и др. видов деятельности. 2. 3. Формировать у ребенка опыта самопознания. Укрепить здоровье ребенка и развить основные движения, крупную и мелкую моторику. 4. Развить предметную деятельность, ознакомить ребенка с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, учить отбирать и группировать предметы по их свойствам. 5. 6. Стимулировать познавательную активность ребенка. Развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи. 7. Создавать условия для развивающего взаимодействия в общении, познании и выполнении элементарных правил поведения, ощущение успешности в деятельности и развития позитивного образа «Я». 8. Обогащать связи ребенка с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, способствовать отображению их в игровой, изобразительной, музыкальной и другой деятельности. 9. Содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические особенности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные и изобразительные художественные образы. Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в комплексности занятий. За короткий промежуток времени ребенок выполняет несколько видов деятельности, которые сменяют друг друга. На каждом занятии включается зрительная, моторная и слуховая память ребенка, что усиливает запоминание. Создается уникальная образовательная и игровая среда, позволяющая увлечь и заинтересовать ребенка. Практическая значимость заключается в разработке и реализации программы по стимулированию развития детей раннего возраста. Программа дает возможность получить психологическую, просветительскую и практическую помощь всем родителям, а также членам их семей. Программа предусматривает обучение детей 2-3 лет. Срок реализации программы – 1 год Ведущей формой организации является групповая. Наполняемость групп – 6-8 человек. Ожидаемые результаты и способы их проверки Максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей; умение общаться со взрослыми и сверстниками, развитие основных двигательных навыков. В результате участия в программе: 1. Ребенок с удовольствием и желанием приходит на занятия. Принимает активное участие в их проведении. Понимает речь педагога, внимательно выслушивает задания и стремится выполнить его самостоятельно. 2. 3. 4. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Может концентрироваться 10-15 минут на выполнении задания. Освоит соответствующие возрасту социальные навыки, рамки поведения на занятии. 5. Эмоционально и интеллектуально готов к самостоятельным занятиям в группе детей без участия родителей. Методы контроля и тестирования. Контроль осуществляется через анализ эффективности образовательной деятельности и систему мониторинга достижений воспитанников. Подведение итогов реализации образовательной программы педагога осуществляется в форме итоговой аттестации. В ходе реализации программы педагогом проводятся выставки творческих работ детей, круглый стол, мастер-класс, открытые занятия.Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника