«Говорушки»
Укажите полное описание.
Программа занятий
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых. Каковы же особенности такого вида творчества? Вопервых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. Игры с песком, как способ развития ребенка, известен уже давно. Игры с песком - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства дети начинают тянуться к игре в песочнице или на берегу реки, пытаясь непроизвольно рисовать руками или ладонью. Продолжаться этот процесс может неопределённо долго, так как песок, являясь природным материалом, притягивает, как магнитом, и детей и взрослых. Еще несколько лет назад мало кто знал о песочной анимации (об искусстве рисования песком на стекле sand-anemation). Однако в последнее время песочное шоу стало не только популярной составляющей индустрии развлечений, но и способом развития творческих навыков у детей и взрослых. Песочная анимация – является современным, модным, одним из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства. Вы рисуете песком на световом столе, создавая неповторимые образы и рисунки своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, в звёздное небо, лес или море. Процесс настолько увлекает, что Вы погружаетесь в творческую медитацию. Дети, так же как и взрослые, приходят в восторг от этого занятия. Целесообразность программы состоит в необычности и некой экзотичности материала для рисования и его широком спектре действия на развитие детей, в новизне этой техники. Руки ребёнка тянутся сами, неосознанно, начиная пересыпать и просеивать песок. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая, таким образом, дополнительное влияние на тактильную чувствительность человека, являясь прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитие моторики рук детей. При работе, трогая руками песчинки, дети развивают координацию движений пальцев рук, что напрямую зависит на развитие речи у ребёнка, развивается «мануальный интеллект» ребёнка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребёнка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным. Особенность рисования песком для детей дошкольного возраста заключается в отсутствии ощущения, что он может ошибиться и испортить рисунок. Это очень важно для ребёнка. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять, избавлять от переживаний и стресса, стабилизировать эмоциональное состояние, успокаивать нервную систему, прекрасный метод для снятия нервного напряжения и даже своего рода медитация. А результат приносит удовлетворение и радость. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Нельзя не отметить широкий спектр значения рисования песком. Само прикосновение к мельчайшим частичкам песочка не оставит никого равнодушным и комплексный образовательно-терапевтический эффект от рисования песком происходит сам по себе, как по волшебству. Ребенок, рисующий песком на столе, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями в развитии. На занятиях с песком развивается мелкая моторика пальцев рук, координация движения рук, развивается пластика, тактильно-кинестетическая чувствительность, развиваются творческие способности и воображение, речь, внимание и память ребёнка. Происходит развитие обеих полушарий мозга: как правого - отвечающего за творческое мышление, с помощью которого мы можем сочинять и фантазировать, так и левого - отвечающего за логическое мышление и анализ, т.е. усиливает способность к мышлению и к стремлению познания мира. Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа: – «Закон об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1,в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ); – «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.); – «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.); – «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ Актуальность программы: Манипулируя сыпучими материалами, дети избавляются от отрицательных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию взаимодействия двух полушарий. Работа на светопесочном столе начинается с создания фона. Рисунок всегда можно подкорректировать. Работа сопровождается спокойной музыкой. Цель программы: Развитие творческих способностей детей через создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочной фантазии, овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции при работе с песком. Программа направлена на: - Развитие познавательных способностей детей - Развитие коммуникативных навыков. - Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие «тактильной» чувствительности. - Совершенствование творческих навыков, умение экспериментировать. - Учит усидчивости и аккуратности. - Стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка. Реализация программы: в форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС). Задачи: учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; учить выстраивать композиции на песке по образцу; развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; развитие связной речи; обогащение словарного запаса; вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности. Организация работы: Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Подгруппа может насчитывать 6-7 детей. Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 28 занятий за учебный год), в первой половине дня. Длительность занятий: 15 минут Ожидаемые результаты: После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности. Способы определения результативности: В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы (см. приложение № 1). Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, игровые упражнения, беседа.Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника